При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности на ОПО

Приказ Роструда от 21.03.2019 №77

«Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Первое официальное опубликование: «Бюллетень трудового и социального законодательства РФ», N 6, 2019
Действует с 21.03.2019
Скачать файл:
Скачать документ PDF (1.49МБ)
Запросить документ MS Word
Войдите для запроса:


Дата внесения: 26.09.2021
Дата изменения: 26.09.2021

страниц: 24; иллюстраций или формул: 1; абзацев: 442; строк: 961; слов: 8450; символов: 60986;


1. Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - Рекомендации) разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями. 

2. При разработке настоящих Рекомендаций учтены требования Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 42, ст. 6374) (далее - ТК РФ), » Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н (зарегистрирован в Минюсте России 13.10.2016, регистрационный N 44037) (далее - Типовое положение), а также практика расследований несчастных случаев и проведения внеплановых проверок в связи с несчастными случаями.

Разделы сайта, связанные с этим документом:


Связи отсутствуют


Ваш комментарий


Упоминания в вопросах и комментариях в других разделах сайта


Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом




  • Термины


  • Документы СУОТ
    подразделяются на внешние по отношению к организации и внутренние
    см. страницу термина
  • Мероприятия по управлению профессиональными рисками
    В соответствии с пунктом 33 Типового положения, к ... относятся:
    - выявление опасностей;
    - оценка уровней профессиональных рисков;
    - снижение уровней профессиональных рисков.
    см. страницу термина
  • Меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков
    В соответствии с пунктом 39 Типового положения, к ... относятся:
    а) исключение опасной работы (процедуры);
    б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
    в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
    г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
    д) использование средств индивидуальной защиты.
    см. страницу термина
  • Отдельные локальные нормативные акты
    Под ... понимаются приказы, распоряжения и иные документы о распределении обязанностей и ответственности в области охраны труда, которые подписывает работодатель.
    см. страницу термина
  • Предмет внеплановой проверки
    является соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в соответствии с абз. 4 статьи 212 ТК РФ и Типового положения
    см. страницу термина


  • в) процедуры, которые ДОЛЖНЫ реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы). ...

  • Это означает, что у каждого работодателя ДОЛЖЕН быть документ, который называется "Положение о системе управления охраной труда", а также приказ о его утверждении. ...

  • Если обязанность по проведению анализа возлагается на службу или специалиста по охране труда, результаты анализа могут быть оформлены в виде служебной записки с перечнем рассмотренных документов и выводами, к которым пришли специалисты по охране труда. В записку в обязательном порядке ДОЛЖНА быть включена информация о том, в какой именно форме к обсуждению и анализу привлекались работники. Это может быть сделано в форме опросов, собраний, семинаров и тому подобное. ...

  • В соответствии с пунктом 11 Типового положения, Политика ДОЛЖНА включать: ...

  • Основным результатом проведенного анализа ДОЛЖНО стать выявление проблем в области охраны труда у конкретного работодателя с учетом особенностей вида его экономической деятельности (т.е. определение основных опасностей, их оценка и упорядочивание исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска), а также определение основных направлений решения выявленных проблем (т.е. меры по снижению уровня рисков, связанных с основными выявленными опасностями). ...

  • Основные цели работодателя в области охраны труда (далее - цели) ДОЛЖНЫ содержаться в Политике по охране труда (пункт 14 Типового положения) и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V Типового положения. ...

  • Обязанности в области охраны труда ДОЛЖНЫ быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием. На малом предприятии может быть всего один уровень управления (если в организации есть только работодатель и его сотрудники без формирования структурных подразделений). В соответствии с пунктом 21 Типового положения, на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника. ...

  • Работодателем могут реализовываться не все предусмотренные Типовым положением процедуры (например, в случае отсутствия вредных производственных факторов может не реализовываться процедура проведения медицинских осмотров или обеспечения работников средствами индивидуальной защиты), а также могут осуществляться процедуры, не предусмотренные Типовым положением (зачастую это бывает в случае наличия в организации корпоративных стандартов и тому подобное). В первом случае описание таких процедур не включается в Положение о СУОТ организации, во втором - наличие таких процедур НЕ МОЖЕТ считаться нарушением. ...

  • В соответствии с пунктами 60 - 63 Типового положения, работодатель ДОЛЖЕН разработать: ...

  • Записи (или контрольно-учетные документы) - это особый вид документов, не подлежащих пересмотру. Главное и основное требования к записям - ЗАПРЕТ на внесение в них каких-либо изменений. ...

  • Процедура организации и проведения оценки условий труда ДОЛЖНА быть разработана в соответствии с требованиями: ...

  • - все выявленные (идентифицированные) опасности ДОЛЖНЫ быть включены в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок; ...

  • - средства индивидуальной защиты ДОЛЖНЫ выдаваться с учетом защиты от выявленных опасностей, средства коллективной защиты также ДОЛЖНЫ устанавливаться с учетом выявленных опасностей. ...

  • В некоторых, особенно крупных, организациях локальные нормативные акты (стандарты предприятия, руководящие документы, положения, порядки и тому подобное), которыми утверждены требования к реализации процедур, действовали и до утверждения Типового положения. Следовательно, при описании процедур, которые раньше уже были утверждены, работодатель ВПРАВЕ сделать ссылку на соответствующий локальный нормативный акт, не приводя его содержания. Главное, чтобы локальный нормативный акт обеспечивал соблюдение государственных нормативных требований охраны труда. ...

  • При недоведении данной информации до работника инструктаж НЕ МОЖЕТ считаться проведенным, а работник НЕ ДОЛЖЕН быть допущен до работы. ...

  • Эта процедура ДОЛЖНА соответствовать требованиям постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003, регистрационный N 4209) (далее - Постановление N 1/29). ...

  • Эта процедура ДОЛЖНА соответствовать требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.2011, регистрационный N 22111) (далее - Приказ N 302н). ...

  • а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника (эта форма является обязательной в соответствии с требованиями статьи 57 ТК РФ и ДОЛЖНА быть предусмотрена данной процедурой); ...

  • б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте (эта форма является обязательной в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и ДОЛЖНА быть предусмотрена данной процедурой); ...

  • Таким образом, с учетом понятий вредных и опасных производственных факторов, данных в статье 209 ТК РФ, работодатель ОБЯЗАН довести при проведении инструктажей информацию о результатах специальной оценки условий труда и идентификации опасностей. ...

  • в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (эта форма при наличии у работодателя официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательной в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и ДОЛЖНА быть предусмотрена данной процедурой); ...

  • Эта процедура ДОЛЖНА быть разработана в соответствии с требованиями Разделов IV и V ТК РФ, а также правил по охране труда и санитарных правил и норм, в которых установлены требования к регламентированным перерывам, предусмотренным для отдельных видов работ (например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", пункты правил по охране труда, предусматривающие дополнительные перерывы для обогрева работников, работающих на открытом воздухе в холодное время года, и тому подобное). ...

  • Эта процедура ДОЛЖНА соответствовать требованиям: ...

  • Первые три формы информирования работников ДОЛЖНЫ в обязательном порядке содержаться в данной процедуре. Остальные - в зависимости от практики организации такой работы конкретным работодателем. ...

  • Эта процедура ДОЛЖНА соответствовать требованиям: ...

  • В соответствии с пунктами 49 и 50 Типового положения, процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией ДОЛЖНЫ устанавливать (определять): ...

  • В связи с тем, что безопасность работ подрядных и субподрядных организаций ДОЛЖНА обеспечиваться генеральным подрядчиком (заказчиком), то при несчастном случае с работником подрядной (субподрядной) организации целесообразно исследовать системы управления охраны труда во всей цепочке организаций. Данное правило особенно применимо на строительстве. ...

  • а) отсутствие у работодателя исчерпывающего перечня требований (международных, государственных, технологических и тому подобное), соответствие которым он ОБЯЗАН обеспечить, или отсутствие актуальных версий этих требований (это говорит об отсутствии у работодателя процесса управления документами); ...

  • Отсутствие процедуры информирования (назначенные и ответственные лица могут быть не проинформированы о существующих требованиях в области безопасности, которые они ОБЯЗАНЫ соблюдать, а также о своих обязанностях соблюдать или обеспечивать соблюдение требований другими работниками). ...

  • - лицо (лица), назначенное ответственным за обеспечение требований безопасности на данной производственной площадке, может быть не проинформировано об этом или не иметь перечня всех требований, соблюдение которых он ОБЯЗАН обеспечить; ...

  • В соответствии с пунктом 38 Типового положения, при оценке уровней рисков работодателем ДОЛЖНО учитываться следующее: ...

  • 14.2. В случае если опасность была выявлена и занесена в перечень (реестр), целесообразно проверить, установлен ли порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей исходя из приоритета и первоочередности разработки мер по устранению или снижению уровня создаваемого ими риска. При этом ДОЛЖНЫ учитываться не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями (пунктом 36 Типового положения). Если такое упорядочивание и (или) установление приоритетности не проводилось, это является нарушением пунктом 35 и (или) пунктом 36 Типового положения. ...

  • Нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования, предъявляемые к выявлению опасностей, оценке уровня и управлению рисками, на данный момент не утверждено. Вместе с тем, обязанность по управлению профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 ТК РФ. Следовательно, работодатель ВПРАВЕ использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов. ...

  • Если в отношении данного риска были запланированы меры управления, но несчастный случай, связанный с данным риском, произошел, целесообразно проверить соблюдение работодателем требований подпункта д пункта 37 Типового положения к тому, что эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками ДОЛЖНА постоянно оцениваться. То есть работодатель ДОЛЖЕН любым подлежащим подтверждению способом обосновать проведенную оценку эффективности запланированного мероприятия. ...

  • Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (ДОЛЖНЫ разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). ...

  • В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель ОБЯЗАН обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства. ...

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.


« все документы