При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?

Экспертиза промышленной безопасности на ОПО

19.09.2017 редакция от 04.10.2021

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации видов опасных веществ на ОПО

Письмо Ростехнадзора от 18.09.2020 N 08-00-09/378 "Об идентификации объектов, связанных с обращением опасных веществ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 18 сентября 2020 г. N 08-00-09/378

ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБРАЩЕНИЕМ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Управление общепромышленного надзора рассмотрело обращение по вопросам идентификации объектов, связанных с обращением опасных веществ.

К функциям и полномочиям органов Ростехнадзора относятся полномочия и функции, связанные с промышленной безопасностью опасных производственных объектов на основе законодательных и нормативных требований.

Опасными производственными объектами, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), являются предприятия или их цехи, участки, площадки, и иные производственные объекты, с учетом критериев категорирования и классификации, указанных в Приложениях 1 и 2 к данному закону, с Примечаниями.

В соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 Приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ (в максимальных проектных значениях).

В соответствии с » п. 6 "Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, мероприятия по идентификации объектов в целях их отнесения (неотнесения) к категории опасных производственных объектов осуществляются организациями, предполагающими их эксплуатацию, самостоятельно (не исключая возможности привлечения специалистов или отдельных специализированных организаций), с учетом оценок влияния и инициирования возможных опасных и вредных производственных факторов, сопровождающих эксплуатацию объекта, в том числе при наличии обращающихся опасных веществ, на основе решений, реализованных в проектной документации.

Характеристики опасных веществ (воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды) обобщенно определены Приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ. При этом учитывается, что различные вещества могут в зависимости от физико-химических свойств идентифицироваться и учитываться как относящиеся к нескольким видам опасных веществ.

При идентификации опасных веществ могут использоваться данные из проектной документации, паспорта безопасности химических веществ и карточки перевозимых опасных грузов, результаты исследований и испытаний, а также другие информационные источники, официально изданные и находящиеся в открытом доступе.

Следует принимать во внимание, что необходимость перерасчета каких-либо веществ, растворов, газов, смесей газов и (или) жидкостей нормативно не установлена, но предусматривается использование и учет данных по иным опасным веществам, которые могут быть в фиксированных документально максимальных проектных объемах одновременно находиться на опасном производственном объекте (если иное не установлено специально для отдельных конкретных веществ).

Врио начальника Управления общепромышленного надзора И.С.ЯСИНСКИЙ


Вопрос от 27.05.2020:

Что понимается под формулировкой «Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах»? Каким нормативным актом регламентировано данное понятие? Относятся ли к таким веществам бензин, дизельное топливо, керосин?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением общепромышленного надзора Ростехнадзора.

К функциям и полномочиям органов Ростехнадзора относятся полномочия и функции, связанные с промышленной безопасностью опасных производственных объектов на основе законодательных и нормативных требований.

Идентификация видов работ » Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, не предусмотрена. Понятие «транспортирование» относится к общепринятым.

При этом учитывается, что согласно ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» к транспортированию относится перемещение изделия в заданном состоянии с применением, при необходимости, транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назначения.

Учитывается также, что согласно » Примечанию 1 к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, определены отсылочно к приложению 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При этом, соответственно, рассматриваются установленные законодательно критерии отнесения рабочих продуктов к вышеуказанным видам веществ, включая воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, с учетом установленных проектной документацией, нормативной документацией, документацией изготовителей и поставщиков, параметров и характеристик, включая меры безопасности.

Как следует из » п. 6 и п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее – Требования), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, зарегистрированным в Минюсте России в 22.02.2017 № 45760, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с данными Требованиями.

При идентификации веществ (в том числе состоящих из нескольких компонентов), в целях отнесения их к опасным, могут использоваться данные паспортов безопасности химических веществ и карточек перевозимых опасных грузов, результаты исследований и испытаний, а также другие информационные источники, официально принятые, изданные, и находящиеся в открытом доступе.

В указанных целях учитывается, что одно и то же вещество (включая их растворы различных концентраций) может, в зависимости от физико-химических свойств, идентифицироваться и учитываться как одновременно относящееся к нескольким видам опасных веществ (к примеру, бензины, дизельное топливо, керосины).


Вопрос от 16.05.2017г.:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о том, необходимо ли учитывать обводненность нефти при расчете количества вещества для идентификации класса опасности опасного производственного объекта?

Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса.

Согласно положениям п. 1 приложения 1 и п. 1 приложения 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при идентификации опасных производственных объектов не учитывается содержание массовой доли воды, концентрации хлористых солей и механических примесей.


Вопрос от 13.11.2015г.:

Прошу разъяснить, необходимо ли при определении массы Горючих жидкостей, используемых в технологическом процессе или транспортируемых по магистральному трубопроводу для идентификации опасных производственных объектов согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", учитывать массу воды, находящейся в обводненной нефти (т.е. учитывать массу всей смеси), либо необходимо учитывать только массу нефти без учета воды (т.к. вода не является горючим веществом и в физико-химическом процессе горения принимать участия не может).

Ответ Ростехнадзора: Управление но надзору за объектами нефтегазового комплекса рассмотрело обращение, поступившее по электронным средствам связи в Общественную приемную Ростехнадзора, и разъясняет.

Нефть, поставляемая на нефтеперерабатывающие предприятия и экспортируемая за рубеж по магистральным трубопроводам, является товарной нефтью – продукция нефтегазодобывающего предприятия, прошедшая весь цикл подготовки и удовлетворяющая требованиям ГОСТ Р 51858-2002 по одной из трех групп ее качества. По степени подготовки нефти к транспортировке нормируются следующие показатели: содержание воды, содержание механических примесей, давление насыщенных паров, содержание хлористых солей и содержание хлорорганических соединений.

При определении массы горючих жидкостей, используемых в технологическом процессе при транспортировании по магистральным трубопроводам, в целях идентификации опасных производственных объектов нормативными правовыми актами не установлено требование учета массы нефти без учета воды.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:

    « все новости


    Ваш комментарий

    +